Главная > от 6 до 9 лет > Психология > Что должен знать ребёнок: проверяем знания первоклассника

Не за горами конец учебного года, а казалось бы совсем недавно вы с волнением стояли на первой школьной линейке и искали глазами  в рядах юных школьников своего смущенного первоклассника. Первый учебный год пролетел быстро и сегодня мы хотели бы вместе с вами, дорогие родители, понять, какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть ваш ученик за это время.

Сразу оговоримся, что приведенный нами список – ориентировочный и условный. В зависимости от учебной программы, по которой работает школа ребенка, список может претерпевать определенные изменения.

Что в конце учебного года должен знать и уметь ребенок по математике:

  • знать последовательность чисел от 0 до 100;
  • уметь называть последующее и предыдущее число;
  • иметь понятие об однозначных и двузначных числах (наименьшее однозначное число 1, наибольшее однозначное число 9, наименьшее двузначное число 10, наибольшее двузначное число 99. Двузначные числа состоят из десятков и единиц);
  • уметь прибавлять и вычитать в пределах 20 с переходом через десяток;
  • уметь читать и записывать числовые выражения, вычислять их значения;
  • знать названия компонентов сложения и вычитания (слагаемое + слагаемое = сумма, уменьшаемое – вычитаемое  = разность);
  • знать переместительный закон сложения (от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется);
  • уметь решать простые уравнения (5 – х = 2, х – 8 = 1);
  • уметь сравнивать и записывать числа, знать, что такое знаки « < », « > », « = », правильно расставлять знаки в примеры;
  • понимать, что такое точка, прямая, кривая и ломаная линия, отрезок, геометрическая фигура;
  • знать единицы измерения длины: сантиметр, дециметр, метр (1 дм = 10 см.,1 дм 5 см = 15 см., 18 см = 1 дм 8см., 20 см = 2 дм.);
  • уметь решать простые задачи на нахождение суммы (На одной клумбе росло 2 цветка, а на другой 3. Сколько всего цветов росло на клумбе?);
  • уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого (В букете было 7 красных и белых роз. Красных роз было 5. Сколько белых роз в букете?);
  • уметь решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (У Саши было 2 машинки, а у Ильи на 3 машинки больше. Сколько машинок у Ильи?);
  • уметь решать задачи на нахождение остатка (На стоянке стояло 4 машины. 1 машина уехала. Сколько машин осталось?);
  • уметь решать задачи на разностное сравнение (На одной полке было 5 книг, на другой – 3 книги. На сколько книг больше на первой полке, чем на второй? На сколько книг меньше на второй полке, чем на первой?);
  • уметь решать составные задачи в два действия на основе простых задач.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Первый класс – серьезное испытание для детской психики, и если вдруг ваш ребенок что-то не успевает или ему принципиально не нравится какой-то предмет, об этом стоит серьезно задуматься, ведь основа, заложенная в первом классе очень важна для дальнейшего успешного школьного обучения ребенка. Постарайтесь разобраться в причине неуспеваемости и устранить ее. Обязательно обратитесь за консультацией к преподавателю, услышьте его мнение, как специалиста и человека, который проводит много времени с вашим ребенком. Важный нюанс: в случае каких-то проблем не говорите ребенку с первого класса «у тебя не получается», «ты не знаешь», «тебе не дается». Это программирует маленького ученика на неудачи, дает почву для сомнений в собственных возможностях. В возрасте 6-7 лет ребенок еще только развивает свои умения и таланты и от того, насколько мы, взрослые, правильно организуем процесс, станем для ребенка умелыми и тактичными помощниками, а не злыми критиканами детских каракуль, многое зависит в его будущем».
Читай также: Если ребенок не хочет идти в первый класс: советы родителям

Что в конце учебного года должен знать и уметь ребенок по украинскому языку:

  • первоклассник должен знать все буквы и звуки украинского алфавита, их названия и основные отличия (звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем);
  • знать какие бывают гласные звуки и буквы (ударные и безударные);
  • знать какие бывают согласные звуки и буквы (твердые и мягкие, звонкие и глухие);
  • знать, как обозначается мягкость согласных;
  • уметь вычленять звуки в словах;
  • уметь определять последовательность звуков в слове;
  • уметь соотносить количество звуков и букв в словах;
  • уметь делить слова на слоги, определять количество слогов;
  • уметь определять место ударения в слове;
  • уметь писать слова, предложения, зрительные и слуховые диктанты;
  • знать правила переноса слов;
  • уметь находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
  • составлять предложения на заданную тему по рисунку, схеме.

Наша мама-форумчанка Pionistka рассказывает: «Димке в первом классе никак не давалось письмо. Читал он хорошо, с математикой, хоть и медленно, но справлялся, а вот письмо, это был просто ужас. Какие там точки в конце предложения и большие буквы в начале, Димка часто пропускал буквы в словах, менял слоги местами, недописывал слова до конца и я уже стала подумывать, что у него какая-то проблема типа «дисграфии». Муж рассказал, что у него была такая же история с письмом в детстве и ему учительница просто давала дополнительные задания и они таким образом «выписывали» все его ошибки. Мы решили свою учительницу и сына дополнительными занятиями в школе не терроризировать и сели писать диктанты дома всей семьей. Папа диктует – мы с Димкой пишем, я диктую – пишут папа и сын, а когда диктует Димка – пишем мы с папой, куда деваться, все по-честному. Писали небольшие диктанты, по 3-5 предложений, иногда просто списывали с учебника, а чаще всего писали на слух. Победителю – мороженое, которое Димка просто обожает. Конечно, может быть не очень педагогично, но что делать, за такой приз ребенок очень старался. И вы знаете, к маю все стало исправляться, и ошибок у Димки стало меньше в разы, и учительница стала его хвалить, и в дневнике «смайликов» за письмо заметно прибавилось. Не знаю, правда, что будет после летних каникул, если ребенок расслабится и все забудет, но Димка клялся, что за мороженное готов заниматься и летом. Так что расстраиваться не стоит, главное не опускать руки и все у наших деток получится!»


Читай также: Первый раз в первый класс: в каком возрасте идти в школу?

Что в конце учебного года должен знать и уметь ребенок по чтению:

  • в конце первого класса ученик должен читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (темп чтения 40 - 50 слов в минуту);
  • ориентироваться в понятиях  «автор книги», «название», «оглавление», «иллюстрация»;
  • понимать содержание прочитанного текста, уметь пересказать, задать и ответить на вопросы по тексту;
  • осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями характера текста;
  • определять действующих лиц рассказа, подбирать слова-определения для характеристики героев;
  • отличать монолог от диалога;
  • находить рифмы;
  • понимать, чем отличаются сказка, рассказ, стихотворение;
  • знать что такое загадка, юмореска, поговорка;
  • уметь выучить заданное стихотворение наизусть;
  • подобрать необходимые пропущенные слова по смыслу.

Читай также: Почему ребенок не хочет идти в школу: 6 главных причин

Общие знания:

  • в конце учебного года первоклассник должен точно понимать разницу между живой и неживой природой и приводить примеры (туман, лед, мороз, гора, пещера, водопад, звезды, песок – неживая природа; растения, животные, человек – живая природа);
  • различать объекты природы и объекты, созданные человеком, приводить примеры (вода – создана природой, а расположенная на ней гидроэлектростанция и вырабатываемое ей электричество – созданы человеком);
  • различать понятия «деревья», «кустарники», «травы», «животные», «растения», «рыбы», пола знать, чем отличаются друг от друга, приводить примеры;
  • понимать родственную взаимосвязь между поколениями в семье (сын, дочь, мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя, прабабушка, прадедушка, сестра, брат, двоюродный брат, двоюродная сестра и т.д.);
  • уметь слушать, понимать суть вопроса, правильно отвечать на него;
  • ориентироваться в учебнике, открыть нужную страницу, понимать, что чего необходимы учебные принадлежности, правильно ими пользоваться;
  • знать правила поведения в общественных местах и на улице, правила дорожного движения;
  • знать правила вежливого общения и этикета (приветствия, прощания с разными людьми по возрасту и родству), гигиены, использовать полученные знания в повседневном общении (здороваться со взрослыми, мыть руки перед едой, говорить «спасибо»);
  • знать, что необходимо делать для поддержания порядка в классе и дома (убирать, если намусорил, поднять, если уронил, положить на место, вымыть посуду, вытереть пыль, постирать, погладить, полить цветы), убирать свое рабочее место в классе, по мере возможности и сил помогать по хозяйству дома;
  • знать название страны и города, в котором живешь, знать основные праздники, их историю, украинские традиции.

Читай также: Мальчики и девочки: найди 10 отличий

У вас есть, что добавить к нашему списку? Присоединяйтесь к обсуждению темы на форуме. Еще раз напоминаем, что приведенный перечень знаний и умений – ориентировочный, в зависимости от выбранной учебной программы каждая школа может вносить в него свои коррективы и дополнения.

Закончив первый класс, год ваш маленький ученик с хорошим настроением ходит в школу, любит своих друзей, ему нравится учительница, он не скучает на уроках и с радостью получает новые знания?  Именно это и есть то главное, с чем должен закончить учебный год любой первоклассник, и не только. Добавьте к этому умение творчески и нешаблонно мыслить, адекватно реагировать на возникшую ситуацию и самостоятельно принимать решения и перед вами тот самый «волшебный» багаж знаний, необходимый каждому ученику.

Читай также: Стоит ли делать из ребенка лидера?

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции


Источник: http://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/news-34111-chto-dolzhen-znat-rebyonok-proveryaem-znaniya-pervoklassnika/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Что должен знать ребёнок: проверяем знания первоклассника Маша и капризный малыш

Ребёнок без пола Ребёнок без пола Ребёнок без пола Ребёнок без пола Ребёнок без пола Ребёнок без пола Ребёнок без пола Ребёнок без пола Ребёнок без пола

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ